Искусные резчики г. Щигры

О дереве - одном из основных материалов, традиционно применяемых в благоукрашении храма

Почему храмы не украшают, например, в стиле хай-тек - стеклом и алюминием? «Дух творит себе формы» - известное выражение. И действительно, по тому, какими вещами окружает себя люди, можно судить о их мировосприятии. В бытии христианина нет ничего случайного и маловажного. Кажущаяся незначительной деталь может указывать на многое, оказывать влияние на значимые вещи.

Почему храмы не украшают в стиле хай-тек

Святые врата иконостаса в приделе сщмч. Киприана и мц. Иустины в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.

Церковь, пребывая вне времени, осуществляет связь поколений, даруя нам единство с давно почившими предками. Сменяющиеся же постоянно в светском дизайне модные стили и технологии приучают людей к тому что ничего постоянного нет и то, что еще вчера считалось безобразным, сегодня становится престижным и признается красивым... А значит, понятия красоты и безобразия, добра и зла - субъективны, изменчивы. Этому и противостоит консерватизм церковного искусства, основанного на законах гармонии, по которым сотворен мир. Поэтому храм и является отдушиной для человека, оглушенного ревом современной цивилизации.

Сколь бы совершенными по виду и практическим свойствам не становились заменители, храм лучше создавать из натурального дерева и камня. Природные материалы нерукотворны. А каждая черта мироздания несет в себе духовный смысл, открывающийся чуткому наблюдателю. Недаром в житиях святых можно найти случаи, когда не ведавшие о Создателе души постигали Его, взирая на красоту творения. Камень - символ непоколебимой стойкости, твердости. Золото - земная «икона» Божественного света. Дерево - один из основных материалов, традиционно применяемых в строительстве и благоукрашении храма, несет в себе глубокий смысл. Его теплота и мягкость словно впитали в себя живительные лучи солнца. А солнце, как известно, является символом «Света Незаходимого» - Самого Бога. Податливость дерева резцу мастера, его скромность и, в то же время, готовность принять и сохранить позолоту, говорят о многом. Дерево занимает значимое место в Священной истории: от Древа жизни и Древа познания добра и зла, до Голгофского Креста.

В церковном интерьере все символично. Красота и даже пышность убранства храма напоминают нам о райском саде, его диковинных цветах и птицах. Именно поэтому «травные», растительные орнаменты можно увидеть и в росписях стен и колонн, и в причудливой резьбе иконостаса.

Фрагмент иконостаса в приделе сщмч. Киприана и мц. Иустины в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.

Процветший крест, один из любимых мотивов церковных резчиков, говорит нам о победе Воскресения над смертью; стилизованные лилии на киоте прославляют чистоту Богоматери, для образа Которой этот киот и сработан искусными мастерами. Любая деталь, любой завиток, украшающий храм, воспевает славу Богу Так и должно быть - иначе эти вещи превращаются в обычную мебель.

Каждая человеческая душа неповторима - как неповторимо и любое Божественное творение. Невозможно найти двух абсолютно одинаковых цветков, плодов; даже снежинки явят нам свою индивидуальность. Убранство храма не может состоять из стандартного набора типовых предметов. Выполненные из дерева изделия, даже идеально повторяя друг друга, никогда не будут восприниматься как копии.

Как отдыхает душа человека, вошедшего под сень православного храма и на миг забывшего о высящихся вокруг стеклянно-бетонно-металлических высотках, утешаемого такой родной, словно знакомой с детства, но забытой красотой резного дерева.

Преодоление мегаполиса

Святые врата иконостаса в приделе прп. Иулиании и Евпраксии в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.

Шумящий мегаполис. Как ты далек от природы, от тишины и чистоты Божьего мира. Как грустит порой душа человека, заключенного в твоих тесных пространствах. Бывает очень радостно, когда в русской глубинке возникают крепкие предприятия, способные создавать действительно качественные изделия. Одно из таких производств - Свято-Троицкое братство, основанное в городе Щигры Курской области. Работы его мастеров - искусных резчиков по дереву - сделали Щигры известными православным по всей матушке-России. Иконостасы, киоты, раки для мощей, стасидии, аналои - всего не перечесть.

Пожалуй, Троицкому братству принадлежит пальма первенства по числу созданных церковных интерьеров. В чем секрет успеха предприятия? Быть может, в том, что его жизнь неразрывно связана с жизнью Церкви: все значимые начинания предпринимаются не иначе, как с благословения духовника - архимандрита Зиновия (Корзинкина); работа направлена именно на церковную тематику, так что художники и резчики не просто копируют увиденные где-то формы, но понимают их смысл и символику, что дает возможность создавать новые произведения, не погрешая против традиций русского Православия.

Лучшее доказательство качества работы щигровских мастеров - доверившие им украшение своих святынь храмы. Рака над мощами прп. Иосифа Волоцкого, интерьер Иверской часовни близ Московского Кремля, иконостас, киоты, игуменский трон и все деревянные предметы убранства храма Рождества Богородицы Курской Коренной пустыни, иконостас храма в пещере Илии Пророка на Синае. Этот список можно продолжать и продолжать, но и сказанное впечатляет. Помимо резьбы по дереву, щигровские мастера в совершенстве владеют искусством создания басмы, чеканки, золочения. Кстати, предприятие не останавливается на достигнутом. На ближайшее будущее, аще даст Бог, намечено открытие ювелирного производства.

Домашний иконостас как знак воцерковления

Фрагмент иконостаса в приделе прп. Иулиании и Евпраксии в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатьевский женский монастырь, г.Москва.

По тому как в доме расположены иконы, можно многое сказать о его обитателях. У людей, заходящих в храм пару раз в году могут быть и весьма дорогие образа, купленные по случаю, как произведение искусства, и совсем дешевые иконки, призванные, по суеверному мнению хозяев, «сохранить от дурного глаза».

Оба случая объединяет то, что располагаться домашние святыни будут отнюдь не там, где следует: либо на телевизоре, либо на стене над ним, либо на полке, среди экзотических сувениров (хорошо, если не буддистских идолов). В лучшем случае, иконы повесят на стене, как обычные картины.

У человека воцерковляющегося домашних образов обычно становится все больше и больше. Процесс иногда приобретает неконтролируемый характер.

Создание правильного домашнего иконостаса говорит о том, что этап неофитства, вероятно, подходит к концу В своей комнате такой христианин выделяет для икон лучшее место - передний угол, и в то же время, не забывает о красоте жилища, стремится придать ему завершенный облик. Образа наконец находят свое место на эстетичных резных полочках, наиболее ценные из них помещаются в киоты... Упорядочивание икон в доме - знак того, что вера обрела прочное место в душе человека.

Опубликовано в журнале «Иконописец» издательства «Русиздат».

Другие статьи о Щигровском Свято-Троицком братстве: "Путь к совершенству бесконечен", "Искусство благоукрашать", "Свято-Троицкое братство, г.Щигры".

В начало страницы

Copyright © 2008-2013. Сайт Щигровского православного Братства во имя Святой Троицы. Копирование материалов сайта запрещено.