Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина.


С древних времен монастырь жил своими трудами. Главным источником доходов был перевоз через реку Северский Донец, который находился в монастырских урочищах выше Святогорской обители. В XVI веке этот перевоз, согласно заметке С. Герберштейна, носил название "Великий Перевоз" и был, по существу, единственной переправой в этих краях. Поэтому им пользовались не только промысловики, охотники, солевары, но даже и послы иностранных государств, из-за чего и проходившая здесь дорога носила название "Посольский шлях". В середине 60-х годов XVII в. перевоз был переведен в новопостроенный городок Маяцкий, а вместо него государство выплачивало обители ежегодную компенсацию.

Следует заметить, что, несмотря на неблагоприятные условия жизни, обитель радушно принимала под свой кров всех, кто нуждался в ее помощи. Она была некоторого рода богадельней, где находили себе приют раненые, бежавшие пленники и странники. Нравственное влияние монастыря было так велико, что даже воровские черкасы приходили туда на покаяние и богомолье.

По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило.

Еще в XIX веке в усыпальнице находились кости погребенных 17 иноков - одних из первых насельников обители.

Усыпальница возле Алексеевского храма имеет 12 продолговатых ниш, которые снаружи закрывались меловыми блоками. Все они сейчас разорены, но в XIX веке 4 из них еще сохранялись заложенными. Некоторые ниши имеют малые размеры и вмещают лишь по нескольку черепов - такая традиция погребения (отдельно складываются черепа и отдельно - кости) существует во многих монастырях Палестины, а также на святой горе Афон.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический - Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм свв. Петра и Павла и неосвященный храм в («Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

Другие страницы об иконостасе в храме Успения Божией Матери Святогорской Лавры:
Иконостас в соборном храме Успения Божией Матери, Свято-Успенская Святогорская Лавра.

В каталог иконостасов

Иконостас в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина
Фотография с официального сайта Киево-Печерской Лавры http://www.lavra.ua.

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

Элементы резьбы иконостаса в соборном храме Успения Божией Матери Свято-Успенской Святогорской Лавры, г.Святогорск, Украина

О первоначальной истории подземного храма преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских почти ничего не известно, кроме того, что уже в XVIII в. он был утерян. Обретение храма произошло только в 1845 г., когда его местоположение было указано одним столетним старцем, который еще в своей молодости слышал предание, будто там имеется подземная церковь. В 1846 г. вновь обретенный храм был освящен в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, - так как народное предание сохраняло память о связи пещерного хода из меловой скалы к найденной церкви с пещерами преподобных Антония и Феодосия.

Деятельное участие в расчистке и расширении этого храма принимал сам преподобный Иоанн Затворник, руками которого в алтаре был высечен меловой Престол. В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. Первым настоятелем после открытия Святейший Синод назначил казначея Глинской пустыни иеромонаха Арсения (впоследствии архимандрит), предызбранного новыми владельцами Святогорского поместья, Татьяной Борисовной и Александром Михайловичем Потемкиными.

В этот период своего существования, охвативший 2-ю половину XIX в. и начало XX в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом - больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

В начало страницы    В каталог иконостасов

Copyright © 2008-2013. Сайт Щигровского православного Братства во имя Святой Троицы. Копирование материалов сайта запрещено.